Кричащий кухонный сервант, утрачивающий ремесло — история проекта в классическом дизайне, над которым мы трудились и который завершили. А далее я рассказываю обо всех специальных деталях этого проекта. Я представляю бесчисленное множество миниатюр, раскрывающих все секреты ремесленного процесса и демонстрирующие итоговый результат. И сопровождаю их своими профессиональными наблюдениями, соображениями и выводами. Чтобы показать тебе как достигался качественный и стабильный результат. Дополнительно я рассказываю грустную историю утрачиваемого ремесла.
В публикации много интересных моментов как для специалистов, так и для обычных пользователей подобной мебели. Приятного обзора.
Проектирование
К нам обратился заказчик с заданием построить кухонный сервант. Важным было повторить некоторые детали уже имеющегося у заказчика обеденного стола – коричневый оттенок и насечки на столешнице, выполненные ручным способом.
Мы приступили к работе, изучили образец обеденного стола, подготовили и согласовали проектную модель.
Образец
Место размещения
Проектная модель
Столярные и сборочные работы
Обработка дубовых досок
Работа началась с того, что мы подобрали для будущего изделия вот такие дубовые доски. И это только поначалу они всегда так страшно смотрятся. Впрочем, постоянный читатель уже знает об этом.
Сборка основы столешницы
Распил плоских деталей, в основу которых была заложена фанера, в кадр не попал. А далее показано, как мы собирали основу под столешницу в два слоя фанеры. Так делали чтобы получить запланированную толщину столешницы.
При этом нижний слой столешницы был выполнен в виде решетки для облегчения массы этой детали.
Для более прочного склеивания детали прижимали друг к другу с помощью деревянных струбцин. Для схватывания столярного клея ПВА требуется время от 15 минут и более. И поэтому требовался постоянный прижим деталей в этот момент.
Сборка столешницы
Для обвязки столешницы по контуру изготовили профильные рейки с требуемым дизайном профиля. Далее эти рейки приклеили по контуру столешницы. Опять же использовали эксцентриковые прижимы в форме запятой.
Сборка элементов каркаса
Пока столешница схватывалась работа, конечно же, не стояла. Мы одновременно обрабатывали и собирали и другие детали будущего изделия.
Из реек и вертикальных плоских деталей собирали и склеивали вот такие боковые элементы. Данную операцию осуществляли опять же с помощью клея и прижимов.
Уже подготовленные детали кухонного серванта шлифовали.
Вытачивание средних опор
Из обработанных досок выточили опоры для среднего модуля кухонного серванта.
Вытачивание коронных солдатиков
Из обработанных досок также выточили солдатиков для верхней, коронной части серванта. Их функциональная и эстетическая роль самостоятельна. И все же они помогли придать завершенный вид угловым стыкам балюстрадных ограждений по периметру короны.
Сборка базового модуля
Собрали базовую, нижнюю часть кухонного серванта.
Притапливание задней стенки
Заднюю стенку притопили в глубь, чтобы она не была видна с торцов.
Сборка среднего модуля
Далее работали над средним модулем. Он должен был соединять низ и верх изделия. И он был крайне важен с точки зрения влияния на общую эстетику восприятия. Поэтому ему было уделено не мало внимания. Для него мы выточили и собрали такое же количество деталей, как и для всего остального серванта.
Склеенные детали прижимали на необходимое время.
Продолжение сборки базового модуля
Пока высыхал клей у деталей среднего модуля, выполнялись и другие работы. Дорабатывали нижний, базовый модуль.
Здесь использовали другую систему прижимов, более удобную для данной операции. Это струбцины и их можно встретить на полках любого хозяйственного магазина. И они бывают разных видов. Во избежание появления на мебели следов прижима под места стягивания подкладывали бруски.
Продолжение сборки среднего модуля
Далее продолжали работу по сборке среднего модуля.
Всю конструкцию среднего модуля кухонного серванта до высыхания и полимеризации клея также сжимали эксцентриковыми прижимами (фанерные) и струбцинами (черные). Прилагая усилие при склеивании, мы закладывали бо′льшую прочность соединения будущего изделия.
Выверяли правильность геометрии, а затем осуществляли окончательный зажим.
Объединение среднего модуля и столешницы
Средний модуль в итоге соединили со столешницей кухонного серванта. Это удобный прием модульного планирования мебели. Он позволяет быстро и легко собирать и разбирать мебель даже без помощи мастера, своими руками.
Ниже видно какой мы получили профиль торцов столешницы. Он вышел интересный, но это была еще не вся работа с ним.
Предварительная общая сборка
На данном этапе мы получили такую вот первичную картинку — классический кухонный сервант. Картинка позволяла уже что-то предполагать относительно будущего результата.
Филенки с ромбовидным узором
Филенки (вставки) в нижние дверки кухонного серванта украсили узором. Узор мы получили с помощью техники работы со шпоном, когда волокна дерева по плоскости мебели направляются в заранее обдуманном направлении.
Детали рамочных фасадов
Далее работали над деталями рамочных фасадов.
Приклеивание бусинок
Бусинки подобрали готовые еще на стадии проектного моделирования, приобрели их на фабрике, которая специализируется на подобных декорах.
Бусинки вклеили в заранее подготовленные пазы на промышленный клей ПВА. И оставляли под прижимом на время полимеризации клея.
Сборка рамочных фасадов
В итоге собрали мебельные дверки и они показаны на фото ниже.
Сборка рамочных витрин
Собрали витрины и вклеили в них профилированные решетки. Это была сложная операция.
Сборка рамочной полки
Полочку в верхнюю часть буфета выполнили в виде рамки под стекло. На сегодня, это достаточно редкая техника изготовления полочек. Ее встретить можно не так часто. Хотя если ты уже достаточно искушенный ценитель классического мебельного дизайна, то видел подобные вещи. В том числе и у нас.
Обзор рамочных элементов
Интересно было наблюдать все рамочные элементы из дуба в неокрашенном виде. Это специфичная мимолетная эстетика. Мне бы хотелось чтобы ты имел доступ к этой красоте и пусть даже не здесь и не сейчас. Жизнь состоит из моментов радости. Моменты бывают разные и однозначно радостнее тех, что показаны здесь. И все же посмотри и порадуйся на красоту промежуточных результатов. Пусть это будет многообразие жизни и многообразие радости.
Продолжение предварительной общей сборки
А вот таким стал кухонный сервант после готовности короны. К этому моменту мы доработали столешницу. И выполнили на ней косые насечки. На детальных картинках ниже они видны лучше. Это ручная работа — выполнена ручным резцом.
Крик об утрачиваемом ремесле
Насечки на столешнице — самая сложная операция. А сложны они в понимании современных реалий индустриализации и автоматизации. Дело в том, что они выполнены вручную. Мастер взял в руки резец и нанес эти насечки. Поразительно, насколько ровно он это сделал. Лично я так вряд ли смогу. И из тысячи человек настолько ровно и твердо сможет вести руку лишь один.
Наша культура утрачивает подобное мастерство. Не только в мебельной отрасли. Вообще. Есть ли у меня какие-то сожаления по этому поводу? У меня нет, хотя слегка досадно. Видимо, это естественный процесс. Подобное мастерство чем-то похоже на искусство игры на гитаре. Кому-то нравится, кому-то нет. А вот играть умеют единицы.
Монтаж фурнитуры движения
Также осуществляли установку и проверку работы фурнитуры. Все сошлось — все хорошо работало.
Завершение столярных и сборочных работ
Покраска
Морение
Затем история продолжилась — кухонный сервант пошел на финишную отделку. В первую очередь сервант был покрыт морилкой.
Интересный момент попал в кадр на картинке далее. Дверки еще не проморены до конца (операция не завершена). Нанесена морилка на торцы и еще предстоит нанесение морилки на плоскость дверок. Однако на рельефные плоскости интересно лег опыл (туман во время нанесения).
Я просто подумал, что это интересный промежуточный момент и приятно его созерцать. Я решил его не упускать и зафиксировал. Поэтому посмотри.
Морение металлических ручек
Ручки должны были быть потемнее и покоричневее. Планировалось, чтобы они были ближе к цвету буфета. Поэтому и их мы в итоге подкрасили.
Мало, кто даже из специалистов знает, однако металл тоже можно слегка тонировать морилкой для дерева.
Прозрачная грунтовка
После высыхания морилки наносили прозрачный грунт. На картинках ниже он на деталях виден прямо в мокром состоянии. Это материал в твоем восприятии идентичен лаку, но имеет несколько иные свойства, чем лак. Он, в частности, хорошо шлифуется, а это очень важная дальнейшая операция. И о ней я расскажу далее.
Шлифовка грунта
После высыхания грунта производилось его шлифование. Шлифованием снимался ворс — шершавые волокна дерева, которые поднялись после нанесения первого слоя материала (грунта).
Результат шлифования своим внешним видом несколько разочаровывает неподготовленный глаз непрофессионала. Хотя может ты уже видел тоже самое в других моих публикациях и для тебя это не проблема. Если же ты новичок в познании мебельного ремесла, то не расстраивайся. Без такого царапания в настоящей жизни лучший результат просто не достижим.
Мелкие детали мебели всегда требуют к себе повышенного внимания. Этап шлифовки — не исключение. Поэтому каждую насечку столешницы мы бережно обошли с помощью шлифка.
Ниже показаны картинки не полностью шлифованных деталей. Может это поможет кому-то лучше понять, что из себя представляет процесс шлифования.
Интересная картинка ниже — она демонстрирует, насколько тонкую работу могут выполнять человеческие пальцы
Нанесение черной патины
В целях достижения эффекта старения и более выраженного выделения древесного рисунка после шлифования наносили черную патину.
Хочу пояснить, что чернение осуществлялось на дубе, а дуб — фактурное дерево. И поэтому чернение было выполнено после шлифования первого слоя грунта. Но если бы это было другое дерево с гладкой структурой (береза, бук, клен), то я бы сначала нанес еще один слой грунта, чтобы не испачкать плоскость дерева. Дело в том, что патина на фактурном дереве смотрится естественно и эстетично как на рельефе деталей (ямочки-канавочки) так и в порах самого дерева (поверхностный рисунок волокон). На гладком же дереве патина хорошо смотрится только на рельефе деталей и если попадает в микропоры, то смотрится как грязь. Поэтому перед нанесением патины гладкое дерево следует грунтовать дважды.
Ручки мы также грунтовали и чернили черной патиной.
Удаление излишков патины
После высыхания патины производили шлифование. Тем самым мы убрали с плоскости дерева излишки патины.
На картинке ниже на примере задней стенки кухонного серванта показано, как выглядит разница между деталями, когда излишки патины уже сняты или еще находятся на мебели.
Прозрачная лакировка
После снятия излишков патины все детали кухонного серванта почистили. Для этого, как обычно, использовали сжатый воздух. Грязь выдували с поверхности и из пор дерева. Затем нанесли финишный слой прозрачного лака.
Кухонный сервант перед отправкой
В итоге мы получили такой результат перед отправкой заказчику.
Ты просмотрел историю проекта в классическом дизайне кричащего кухонного серванта, утрачивающего ремесло, над которым мы трудились. И узнал все специальные детали этого проекта из бесчисленного множества миниатюр, раскрывающих все секреты ремесленного процесса и демонстрирующих итоговый результат. А также ознакомился с моими профессиональными наблюдениями, соображениями, выводами и даже грустью. Кто знает, возможно мне удалось показать тебе как достигался качественный и стабильный результат.
рубрики
##
Интересно было посмотреть на подход к работе и секреты вашего ремесла. Вам надо в инстаграм.
Хотя такие серванты когда-то были популярными, сегодня они ее потеряли. Люди предпочитают современную и функциональную мебель.
спасибо! большое
очень полезно