Реставрация мебели и экстремальный вызов разрухе — история проекта, над которым мы трудились. И я рассказываю об этом проекте далее. При этом я представляю большое число миниатюр всего рабочего процесса. И свои профессиональные наблюдения, мнения и выводы. Чтобы продемонстрировать множество секретов, а также аспекты, как мешавшие так и способствовавшие достижению качественного и устойчивого результата.
Публикация будет интересна широкому кругу читателей. Однако особенно интересна будет тем, кто любит старые вещи, либо использует их в качестве декора для создания современных контрастных интерьеров. Приятного просмотра.
Задание
Старая мебель
К нам обратился заказчик с заданием отреставрировать старую мебель. Состояние было реально плачевным и казалось, что мебель долго провалялась в крайне непригодном для хранения мебели месте.
Состояние деталей заставило несколько призадуматься. Вернее сказать, что состояние деталей реставрируемой мебели говорило, что придется не только получить удовольствие от реставрационной работы, но и концентрированно потрудиться над ней. До нас кто-то уже пытался реставрировать эту мебель, но дело не было доведено до конца по неизвестным нам причинам.
Осмотр открыл тонкости этого письменного стола. Снаружи он был выполнен из дуба, каркас был построен из сосны, а выдвижные ящики из липы.
Резьба оказалась полностью ручная. Это уже сам по себе признак того, что изделие построено давным-давно.
Оценка состояния
Резные опоры особенно расстраивали одним лишь своим внешним видом и на одной из них не хватало декоративного элемента.
Отсутствовал линейный элемент декора с фрезеровкой. Столешницы не было, были лишь четыре рейки.
Внутри письменный стол был сделан полностью из рамочных конструкций, собранных лишь из досок. Никаких инженерных материалов, таких как ДСП, МДФ или фанеры.
Какие рассуждения появились в моей голове в итоге? Вообще, на сегодняшний день такой подход к построению конструкции был бы неоправданно трудоемким.
Тексты из прошлого
Внутри стола на боковинах были видны карандашные надписи:
- Правая линия,
- Левая 4-ая линия,
- Другие.
Внимательный обзор стиля написания подсказал, что надписи делались скорее всего, быстрой рукой.
Ремесленный труд мебельных дел мастера всегда требовал скорости и погони за эффективностью. Этот факт немного позабавил. Ведь даже при современных инструментах и повышенных скоростях выполнения работ, не доступных мастерам в прошлом, все без исключения мебельные мастера в какой-то степени постоянно гонятся за эффективностью. Видимо, это диалектика самой жизни. Скорость ремесла увеличилась и вслед за ней ускорились ожидания потребителей относительно возможных скоростей ремесла. Вот бы сегодняшнего мастера с современным инструментом да и отправить лет на сто назад. Конкурентов у него просто не могло бы быть.
Пробные работы
Вырезание резцом
В первую очередь вручную резцом вырезали и приклеили недостающий элемент одной из резных опор. Было видно, что опоры слишком пестрые и получить на них после покраски рисунок дерева единого оттенка – утопия.
Грунтовка опор
Было интересно, поможет ли грунтовка. Поэтому загрунтовали опоры стола прозрачным грунтом. Результат показал, что получить на опорах после покраски рисунок дерева единого оттенка – полная утопия.
Гипотезы реставрации
Изначально, существовало две гипотезы реставрации, которые отличались итоговым цветом:
- Когда рисунок дерева виден.
- Когда рисунок дерева закрыт цветной эмалью.
Но перед выработкой плана реставрации, надо было понять, какой вариант реально возможен. Начальные действия с опорами помогли выработать план.
План реставрации
На этом шаге сделали следующие выводы:
- Предыдущая попытка неизвестного нам реставратора перечеркнула возможность реставрации мебели с видимым рисунком дерева,
- Если попытаться оставить рисунок дерева, то останется заметной вся пестрота многих подлежащих исправлению дефектов — это будет низкое качество,
- Если укрыть рисунок дерева эмалью, то это скроет дефекты, однако под эмалью такой стал может получиться слишком современного вида,
- Если вместе с эмалью использовать искусственное старение патиной, то и дефекты будут устранены, и дизайн цвета будет соответствовать возрасту стола.
- За реставрацию взяться можем.
Сообщили заказчику и утвердили итоговый цвет. Сформировали план реставрации:
- Грунтовка, которая проявит и покажет все недостатки,
- Шпаклевание, грунтование и шлифование до приемлемой формы деталей,
- Эмалировка бордовым,
- Состаривание патиной,
- Закрепление прозрачным лаком.
Пробная и интеллектуальная работа была выполнена, перешли к реализации.
Столярная обработка
Чистка поверхности
Далее зачищали поверхность скребком
Шпаклевание стыков и дефектов
Шпаклевали стыки и дефекты деталей.
Добавление недостающей накладки
Вручную вырезали недостающую накладку и приклеили на место.
Оценка выдвижных ящиков
Осматривали и решали, что делать с ящиками стола. На все ящики было решено поставить бронзовые ручки с накладками в дизайн стола. Замки было решено удалить, а отверстия под них закрыть. У одного ящика было решено полностью заменить дно.
Восстановление недостающего молдинга
На фрезере вырезали один недостающий линейный элемент, а овальную геометрию в итоге довели резцом вручную.
Для того, чтобы приклеить восстановленный молдинг подготовили кусочки фанеры с выемками. Без этого хорошо прижать было бы невозможно. А так форма прижимающего профиля к форме деталей стола подошла идеально.
В итоге прижали и оставили высыхать.
Сборка рамки столешницы
Изначально мы планировали изготовить полностью новую столешницу для этого реставрируемого стола. Однако в процессе решение мы пересмотрели. Было решено оставить на столе старую обвязку — четыре дубовые рейки по краю столешницы. Причина возврата к старым рейкам — новые детали из дуба на фоне старых деталей смотрелись неорганично. А старые выглядели красиво.
Для большей прочности детали рамки столешницы клеили между собой на индустриальный клей ПВА и прикручивали длинными саморезами, которые чуть позже зашпаклевали.
Плоские детали столешницы с ромбовидным рисунком
Плоскость поверхности этого дубового стола мы планировали сделать из трех элементов. В середине должна была быть кожа, а слева и справа — поверхности с рисунком дуба в виде ромбиков.
Ниже показан процесс подготовки плоскостей письменного стола с ромбовидными рисунками. В основу мы заложили фанеру, которую сверху инкрустировали шпоном дуба, укладывая его текстурой так, чтобы получились ромбики.
Сборка столешницы
Для сборки и склейки деталей столешницы использовали плоские деревянные шканты в форме лодочек.
Толщина рамки и плоских деталей получилась разная. Чтобы не было перепада, снизу на детали столешницы нарастили фанерки, которые приклеили и прибили гвоздиками.
Закрытие замочных выемок
Все выемки под замки заклеили закладками из дерева, а в дальнейшем зашпаклевали.
Замена сгнившего дерева
Заменили сегмент сгнившего дерева на центральном выдвижном ящике.
Обработка выдвижных ящиков
Каждый ящик шлифовали и подгоняли к месту размещения в столе. Это мы делали по причине того, что изначально все ящики без исключения в штатные места просто не заходили. Некоторые ящики потребовали от нас еще и действий по склейке. Шпаклевали все дефектные отверстия и выемки на выдвижных ящиках.
Шпаклевание крупных дефектов и шлифовка
Еще раз осмотрели стол и шпаклевали видимые на этом шаге крупные дефекты. После просушки шпаклевки весь стол шлифовали. При этом снимали все неровности и дефекты.
Кабель-канал
Далее выточили кабель канал под провода, так как было известно, что вероятно на столе окажется компьютер и понадобится место отвода поводов. Сделали кабель канал из фанеры. Проще и дешевле, наверное, было бы купить пластиковый вариант. Однако реставрация мебели не допускала использование современных пластиковых материалов.
Шлифовка ящиков и фасадов
Далее шлифовали выдвижные ящики с фасадами.
Монтаж замка
На один из выдвижных ящиков поставили замок — он был заложен и согласован конечным пользователем этого стола, заказавшим реставрацию этого стола.
Скругление острых кромок
Скруглили острые кромки на деталях стола, включая фасады. На сегодня в мебельной отрасли общеизвестно, что финишное покрытие мебели быстро страдает именно по острым углам (стирается, сбивается). Видимо, мастеру и мануфактуре из прошлого, создававшим этот стол, об этом известно не было.
Покраска
Грунтовка белым
Далее стол грунтовали. Использовали белый грунт. Грунт — это почти лак, но с другими свойствами. Главные свойства грунта — хорошо прилипает к основе, хорошо шлифуется и к нему хорошо прилипает финишное покрытие.
Белый грунт явно показал все самые мельчайшие дефекты на этом дубовом столе. Отметили их карандашом и реставрация мебели продолжилась. Дефекты шпаклевали, шлифовали, грунтовали и еще раз шлифовали.
Доработка дефектов
Острую кромку скруглили, некоторые дефекты еще раз зашпаклевали и зашлифовали, в целом стол еще раз загрунтовали белым и полностью зашлифовали.
Возврат к столярным работам
Вкладыш столешницы
Пока сохла шпаклевка изготовили среднюю часть столешницы под обивку кожей. Я уже писал, что проверка стола показала, что его геометрия правильная. Так вот, средняя часть столешницы по геометрии все же расходилась на 2 мм. И мы подогнали ее по месту — угол к углу.
Возврат к покраске
Эмалировка бордовым
Далее покрыли стол и детали стола темно-бордовой эмалью. Фото стола ниже по цветопередаче вышли не очень удачные — слишком яркие.
Нанесение патины
Нанесли темно-коричневую патину.
Снятие излишков патины
Патину снимали мелкой шкуркой. В результате коричневую патину сняли по всем местам, где ее смогла стереть шкурка. В выемках (резьба, фактура поверхности дуба) патина осталась и выгодно подчеркнула микро и макро рельеф стола.
Лакировка
Все почистили и покрыли лаком.
Сборка
Далее осуществляли сборку.
Реставрированная мебель в интерьере
Варианты реставрации
Реставрация мебели — работа с разными вариантами результата. Всегда есть возможность выполнить меньше или больше работ. Что должно получиться в том или ином случае — вариант для размышления и принятия решения участниками проекта, конечного пользователя и исполнителя.
Результат может получиться в трех вариантах:
- Когда видно, что стол отреставрирован и не более того — наиболее распространенный вариант реставрации;
- Когда видно, что стол отреставрирован и в него привнесено что-то, что увеличивает ценность пороков старины – редкость, требующая дополнительной энергии от участников проекта;
- Когда кажется, что стол только что изготовлен — по-моему, не имеет смысла.
В данном случае реставрация мебели была выполнена между первым и вторым вариантом.
Ты просмотрел историю проекта реставрации мебели и экстремального вызова разрухе, над которым мы трудились. И увидел большое число миниатюр всего рабочего процесса. Я поделился профессиональными наблюдениями, мнением и выводами. Возможно, мне удалось продемонстрировать тебе ремесленные секреты, а также аспекты, как мешавшие так и способствовавшие достижению качественного и устойчивого результата.
рубрики
##
У нас также специализация на реставрации мебели и мы справляемся с подобными экстремальными вызовами. Вот только у нас в итоге изделия выглядят как новые.
Спасибо за то, что делитесь, ваш подход вызывает восхищение и восторг. Я увлечен восстановлением старой мебели и понял, что надо быть смелее в работе с материалами, например, со шпаклевкой.