Я раскрою основные постулаты теории гештальта, 6 принципов и 3 константы, которые предопределяют восприятие и интерпретацию красоты наблюдателем, раскрою 5 качеств гештальта и продемонстрирую некоторые примеры. Понимание этой теории позитивно влияет на интерьерный дизайн, если создатель хочет сделать его красивым.
Гештальт
Гештальт (нем. Gestalt – форма, образ, структура) – пространственно-наглядная форма воспринимаемых предметов, чьи ключевые свойства невозможно понять, просто суммируя характеристики их частей; они должны восприниматься целостно.
Ярким примером гештальта является мелодия. Слушатель распознает её, даже если она транспортирована в другую тональность. Воспоминание помогает ему определить мелодию при повторном прослушивании, а изменение тональности не влияет на её узнаваемость.
Люди воспринимают окружающие предметы не как отдельные объекты, а как организованные формы. Восприятие не сводится к сумме ощущений от частей предмета, и свойства целой фигуры не определяются через характеристики её частей.
Гештальт-психология утверждает, что целое не является простой суммой свойств и функций его частей; оно обладает качественно более высоким уровнем. Этот взгляд изменил традиционное понимание сознания, доказывая, что важно анализировать целостные психические образы, а не отдельные элементы.
Формирование гештальта
На формирование гештальта в сознании наблюдателя влияют отношения формы и фона, прегнантность, константы человеческого восприятия и интерпретации.
Фигура на фоне
Основное формирование восприятия состоит в разделении зрительных ощущений на объект – фигуру, расположенную на фоне. Процесс выделения фигуры из фона и удержания объекта в поле восприятия задействует психофизиологические механизмы.
Наблюдения показывают, что нейроны головного мозга, воспринимающие визуальную информацию, активнее реагируют на фигуру, чем на фон (Lamme, 1995). Фигура всегда выдвигается вперёд, а фон отступает назад; фигура богаче по содержанию и ярче фона. Человеческое мышление преимущественно фокусируется на фигуре, а не на фоне.
Тем не менее, роль и значение фигуры и фона в восприятии обусловлены личностными и социальными факторами. Поэтому возможен феномен обратимой фигуры, при котором, например, при длительном наблюдении фигура и фон могут меняться местами.
Прегнантность
Закон прегнантности (Prägnanz) был предложен как основной принцип группировки отдельных элементов. Прегнантность, что на латинском означает «содержательный», «обремененный» или «богатый», является ключевым понятием в гештальт-психологии, обозначающим завершенность гештальтов, достигших гармоничного состояния и обладающих «хорошей формой».
Прегнантные гештальты характеризуются следующими атрибутами: замкнутые и четко выраженные границы, симметричность и наличие внутренней структуры, формирующей фигуру. Было выделено несколько принципов, способствующих объединению элементов в целостные гештальты, далее мы их рассмотрим.
Закон «хорошего» гештальта, сформулированный Метцгером в 1941 году, утверждает: «Сознание всегда склонно воспринимать из данных вместе восприятий наиболее простое, единое, замкнутое, симметричное и ориентированное вдоль главной пространственной оси».
Отклонения от «хороших» гештальтов становятся заметны лишь при длительном и внимательном рассмотрении. Например, приблизительно равносторонний треугольник воспринимается как равносторонний, а почти прямой угол выглядит как прямой.
Принципы гештальта
Целостность
Восприятие имеет тенденцию к упрощению и целостности.
Схожесть
Рисунок состоит из отдельных кружочков, расстояние между которыми и по высоте, и по ширине одинаковое. Однако наблюдатель воспринимает его как строки, а не как колонки.
Стимулы, схожие по размеру, очертаниям, цвету или направлению, имеют тенденцию восприниматься вместе.
Замкнутость
Наблюдатель воспринимает рисунок не как отдельные отрезки, а как круг и прямоугольник.
Стимулы отражают тенденцию завершать фигуру так, что она приобретает полную форму.
Близость
Правую часть рисунка наблюдатель воспринимает как три столбика.
Стимулы, расположенные рядом, имеют тенденцию восприниматься вместе.
Смежность
Смежность стимулов – это близость стимулов во времени и пространстве.
Смежность стимулов может предопределять восприятие, когда одно событие вызывает другое.
Общая зона
Принципы гештальта формируют повседневное восприятие наблюдателя наравне с научением и прошлым опытом. Другими словами, предвосхищающие мысли и ожидания также активно руководят интерпретацией ощущений.
Константы восприятия и интерпретации
Константность размера
Константность размера означает, что воспринимаемый размер объекта остается неизменным, несмотря на изменения его изображения на сетчатке глаза. Восприятие простых объектов может казаться естественным или врожденным, однако оно в большинстве случаев формируется через личный опыт. В 1961 году Колин Тернбулл провёл интересный эксперимент: он отвёз пигмея, жившего в густых африканских джунглях, в бескрайнюю саванну. Пигмей, никогда ранее не видевший объекты на большом расстоянии, воспринимал стада буйволов как скопление насекомых, пока не подошёл к ним ближе и не осознал их настоящий размер.
Константность формы
Константность формы заключается в том, что воспринимаемая форма объекта остается постоянной, даже если форма его изображения на сетчатке изменяется. Например, если сначала смотреть на эту страницу прямо, а затем под углом, изменение «картинки» страницы на сетчатке не повлияет на восприятие её формы – она будет восприниматься такой же, как и раньше.
Константность яркости
Константность яркости заключается в том, что воспринимаемая яркость объекта остается неизменной при изменении условий освещения, при условии, что освещение объекта и фона одинаково.
Качества гештальта
Контур
Гештальты всегда представляют собой целостные и завершенные структуры с четко очерченными границами. Контур, который определяется степенью четкости и замкнутостью или незамкнутостью его очертаний, выступает основой гештальта.
Значимость
При описании гештальта также употребляют понятие значимости. Целое может быть значимым, а составляющие элементы – менее значимыми, и наоборот. В итоге, то, что является значимым, становится фигурой, а остальное – фоном. Значимость может распределяться таким образом, что в результате все составляющие элементы оказываются одинаково значимыми (что является редким случаем, встречающимся, например, в некоторых орнаментах).
Ранг
Составные элементы гештальта бывают различных рангов.
Так, например, в любом круге:
- 1-му рангу соответствует центр,
- 2-й ранг имеет точка на окружности,
- 3-й – любая точка внутри круга.
Центр тяжести
Каждый гештальт обладает своим центром тяжести, который может проявляться в различных формах: как центр массы (например, центр диска), как точка соединения, как исходная точка (создавая впечатление, что именно из этой точки строится целое, как в случае основания колонны) или как направляющая точка (например, острие стрелы).
Транспозитивность
Транспозитивность заключается в том, что общий образ сохраняется, даже если изменяются все его составляющие, такие как материал. Например, это проявляется в различных тональностях одной и той же мелодии. Однако, бывает и так, что общий образ может исчезнуть, даже если все элементы остаются неизменными, как это можно наблюдать в некоторых работах Пикассо. Например, в рисунке Пикассо «Кот», несмотря на сохранение всех деталей, общий образ может быть трудно узнаваемым.
Я рассмотрел основные принципы теории гештальта: шесть принципов и три константы, которые влияют на то, как мы воспринимаем и понимаем красоту. Также я описал пять свойств гештальта и привёл несколько примеров.
##