Подлинный рабочий стол с тайниками дизайнера-ученика — история одного из построенных нами проектов, который собрал в себе массу интересных аспектов как мебельного дизайна так и ремесла. Это учебное изделие одного из наших специалистов, в работе над которым он одновременно расширял и углублял свое понимание мебельного дизайна в момент, когда еще мало, что понимал в своей профессии. И в этой публикации я рассказываю, как шел этот проект. Я демонстрирую массу детализированных миниатюр. И сопровождаю своими наблюдениями, соображениями и выводами. Чтобы показать как мы достигали устойчивого результата.
Публикация будет интересна и специалистам и широкому кругу читателей. Приятного просмотра и чтения.
Столярные и сборочные работы
Проектная модель этого изделия не сохранилась, поэтому начнем обзор сразу с производственного исполнения.
Подбор материалов
Для объемных деталей рабочего стола подобрали березовые доски, а для плоских деталей – березовую фанеру.
Соединительные отверстия
Соединение деталей из дерева подготавливали под склейку. И поэтому в деталях высверливали отверстия под шканты и клей.
Массивные опоры
Опоры для этого рабочего стола изготовили из переклеенных в брус березовых досок.
В качестве узора на опорах выбрали прямоугольник. При обзоре изделия в целом становится понятно, почему именно так. Просто весь рабочий стол по периметру состоит из деталей в форме прямоугольника.
Скругление углов
Углы всех деталей скругляли, чтобы лакокрасочное покрытие качественно легло даже по углам этого рабочего стола.
Сборка рамки столешницы
Сборку и склейку рамки столешницы осуществляли на ровной плоскости. Для таких операций эффективен сборочный стол с разметкой. Тем самым мы заложили правильную геометрию стола.
Сборка каркаса
Плоские детали из фанеры размечали и сверлили также под склейку на шканты. Для большей прочности стыков и большей точности их стыковки отверстия размечали и рассверливали парно (по 2 штуки на одно место склейки).
Каждый из боковых модулей рабочего стола разделили на две секции. Одну секцию выполнили для обычного доступа и хранения документов и предметов. Это стандартный подход. А вот вторую секцию выполнили как потайную, доступ к которой осуществляется через боковую откидную дверь без ручки, но с потайным механизмом открывания. Это была особенность проекта.
Заготовки фасадных рамок
Вот такие получили заготовки для внешних, фасадных рамочных элементов рабочего стола. Заготовки мы обработали фрезами и на них интересно посмотреть в том виде, как это показано далее.
Инкрустация шпоном
Подготавливали рубашки шпона для центральной фасадной рамки и боковых плоскостей столешницы.
Для склейки рубашек использовали гумирку. Гумирка — лента с клеевым составом, аналогичным тому, которым склеиваются почтовые конверты. И ты, скорее всего, помнишь вкус этого клея.
Шпон нарезали таким образом, чтобы в итоге получить рисунок в виде прямоугольника. И чтобы лучи шпона образовывали рисунок в форме прямоугольника. Шпон нарезали с помощью погружной пилы с направляющей шиной.
Дизайн деталей с волокнами шпона в форме прямоугольника — редкий. Для подобных случаев более распространен дизайн не прямоугольником, а ромбиком. Однако в данном случае был выбран прямоугольник. И его более сложный в плане исполнения рисунок лучше подходил к идее более изящного и простого классического дизайна.
Вот такой рисунок мы получили. Линии реза идут к углам рамок, а текстура дерева образует прямоугольник. Красиво.
Сборка фасадных рамок
Подготовили фасадные рамки как для дверок, так и для каркаса рабочего стола. Для этого выполняли в заготовках профильное фрезерование, которое называется профиль-контрпрофиль. А также напилили вставки в рамки из тонкой фанеры.
Вот так интересно иногда посмотреть как рядом лежат фрезерованные детали, ожидая склейки. Посмотри и ты на них. В готовой мебели такого уже не увидишь. Есть в этом какая-то своя красота процесса.
Клеили рамки на клей ПВА. Этот клей — аналог того, который ты обычно встречаешь в магазинах канцтоваров за одним исключением. В магазинах продают разбавленный ПВА, а в мебельной мастерской используется концентрированный. И его вязкость на мои личные ощущения выше раз в пять. Не меньше. Разница между ними примерно как между молоком и сметаной, в которую можно поставить ложку. Хотя в некоторых обоснованных технологией случаях и мы этот клей разбавляем.
Излишки клея чистили сразу, чтобы избежать их проявления во время покраски. Это важно.
Для сборки рамок правильной геометрии использовали сборочный стол. Зажимали в него все рамки на время, необходимое для полимеризации клея. А пока шла полимеризация мы работали над другими деталями.
Предварительная общая сборка
Вот такой предварительно получили рабочий стол в сборе. С боков видны потайные секции, а под центральной частью заметны два маленьких тайника.
Сборка столешницы
Вклеили в рамку столешницы боковые плоскости с инкрустацией в форме прямоугольника.
Подбор петель
Боковые потайные секции должны были прикрываться откидными дверками, как секретер. И поэтому для них подобрали соответствующие секретерные петли. Петли — красивые, с регулировкой, прочные. Винты крепят их к дереву под углом. И они удобные для монтажа.
Сборка боковых потайных секций
Навесили фасады боковых потайных секций на секретерные петли.
Механизмы-толкатели фасадов боковых секций
На момент запуска в производство механизм отталкивания боковых потайных секций придуман не был. Да и фурнитура для этого не изготавливается и не продается. Этот вопрос был оставлен на решение по месту. В итоге собрали небольшие, простые и надежные механизмы — деревянные толкатели.
Такой подход, когда дизайн иногда не останавливается на бумаге. Он иногда продолжается даже в мастерской, когда изделие уже строится. Некоторые дизайнеры и ремесленники называют такой подход «дизайн на лету». В таком случае в целях лучшего исполнения детали проекта корректируются и тестируются с использованием реальной материи — древесного сырья.
Лифты для плавного открывания
К откидным дверкам потайных секций подобрали и присоединили откидные газовые лифты. Получили плавный ход.
Завершение столярных и сборочных работ
Посмотри еще немного картинок перед покраской.
На картинке ниже заметил один недостаток — для крепления лицевой панели изнутри использованы не красивые уголки. Это временный крепеж. Далее мы заменили их на эстетичные эксцентрики.
Покраска
Разобрали детали стола, шпаклевали, шлифовали, а затем покрасили по формуле:
- Морение.
- Прозрачная грунтовка.
- Шлифовка.
- Второе морение.
- Вторая прозрачная грунтовка.
- Состаривание патиной.
- Шлифовка.
- Прозрачная лакировка.
Морение
Далее мы приступили к морению и покрасили стол в цвет светлого ореха.
Прозрачная грунтовка
После морения наступила очередь грунтовки. Грунтовка — покрытие грунтом. Грунт — почти лак. Только в отличие от лака хорошо шлифуется и поэтому применяется для этой промежуточной операции. В данном случае рабочий стол мы покрывали прозрачным грунтом.
Шлифовка грунта
После высыхания грунта осуществляли шлифовку мелкой шкуркой. При этом сняли весь шершавый ворс, который поднялся на поверхности дерева при нанесения первых слоев лакокрасочных материалов.
Особенность покраски мебели в классическом стиле — требуется шлифовать самые маленькие углубления в декоре. Что мы и делали в данном случае.
Шлифовка образовала большое количество грязи. Грязь потом чистили с помощью сжатого воздуха. Всю грязь просто сдували с поверхности мебели.
Второе морение
После шлифовки и чистки нанесли еще один слой морилки в цвет «светлого ореха». Так мы придали рабочему столу более насыщенный цвет.
Вторая прозрачная грунтовка
После повторного нанесения морилки нанесли второй слой прозрачного грунта.
Покраска и приклеивание резных медальонов
В этот момент приехали декоративные медальоны в форме резных голов львов. Медальоны были изготовлены на заказ в компании, специализирующейся на резьбе. Диаметр львов задали следующий — 80 мм.
Проверили геометрию львов и рисунок. Оказалось все хорошо — покрасили вдогонку за рабочим столом и приклеили туда, где им и место.
Дополнительная прозрачная грунтовка столешницы
Столешницу шлифовали и грунтовали прозрачным грунтом еще два раза. Это было сделано для того, чтобы получить более толстый слой более гладкого и более стойкого покрытия. Для столешницы это было важно.
Нанесение патины
Далее на детали рабочего стола нанесли коричневую патину.
Удаление излишков патины
А далее в последующем излишки патины стерли с помощью скотчбрайта.
В итоге коричневую патину оставили только в углублениях деталей рабочего стола.
Прозрачная лакировка
После снятия излишков патины и чистки нанесли финишный слой прозрачного лака.
Финишная сборка
После завершения покрасочных работ произвели окончательную сборку стола.
Войлочные накладки
На ножки стола приклеили войлочные накладки, чтобы опоры стола не царапали пол и не царапались сами.
Изменяемые размеры секций выдвижного ящика
Конструкцию центрального выдвижного ящика рабочего стола рассчитали так, чтобы пользователь мог самостоятельно определять размеры секций. Для этого в стенках выдвижного ящика мы заранее выбрали пазы, а разделители предусмотрели переставными.
Флажок выдвижного ящика
Для предотвращения выпадения ящика со штатного места на задней стенке прикрепили деревянный флажок.
Флажок работает так — чтобы вытащить ящик со штатного места сначала необходимо повернуть флажок. В противном случае флажок под действием силы собственного веса всегда находится в вертикальном положении, играет роль ограничителя и не дает ящику произвольно выпасть со штатного места.
Обивка центральной плоскости столешницы
Обивку рабочего стола в центральной части выполнили в том же цвете, что и обивку выдвижного ящика — искусственная черная кожа. Обивка при необходимости может быть заменена. Даже без привлечения специалиста. Она натянута и прикреплена скобами к центральной детали столешницы. А центральная часть столешницы, в свою очередь, крепится к столу изнутри на 4 самореза.
Такой дизайн по нашим представлениям будет способствовать тому, что наиболее эксплуатируемая часть стола будет легко заменяемая. И расходы на реставрацию при этом будут минимальными. Это значительно продлит срок жизни этого рабочего стола.
Ручки
Ручки подобрали в дизайн стола. Использовали следующий принцип — геометрия как у медальонов (круг) и бронзовый цвет с патиной. Место размещения ручек выбрали аналогично расположению медальонов со львами с лицевой стороны.
Кожаные накладки толкателей
На механизмы-толкатели мы также наклеили кожаные накладки, чтобы толкатели не царапали изнутри откидные дверки.
Дно выдвижного ящика
Всегда приятно пользоваться ящиком, у которого внутри выполнена обивка. Можно туда кидать ручки и карандаши и все равно все очень тихо. И еще приятно на ощупь.
Элементы с инкрустацией
Тайники
Рабочие столы мебельные ремесленники традиционно снаряжали тайниками. Мы поступили схожим образом — заложили и реализовали в проекте тайники.
Испытали тайники. Одна крышечка заедала и поэтому заменили петлю. Все заработало.
Рабочий стол в мастерской
И вот рабочий стол в финишном виде.
Ты ознакомился с историей одного из построенных нами проектов подлинного рабочего стола с тайниками дизайнера-ученика, который собрал в себе массу интересных аспектов как мебельного дизайна так и ремесла. Это учебное изделие одного из наших специалистов, в работе над которым он одновременно расширял и углублял свое понимание мебельного дизайна в момент, когда еще мало, что понимал в своей профессии. И в этой публикации я рассказал, как шел этот проект. Я продемонстрировал массу детализированных миниатюр. И сопроводил своими наблюдениями, соображениями и выводами. Чтобы показать как мы достигали устойчивого результата.
рубрики
##