Двуспальная кровать из дерева и взгляд на необъяснимое, 97 фотографий

Кровать из дерева - миниатюра
СОДЕРЖАНИЕ
    Add a header to begin generating the table of contents

    Двуспальная кровать из дерева и взгляд на необъяснимое — история про один из наших ранних завершенных проектов. Примечательно, что это первая опубликованная история нашего труда над таким столярным изделием, как кровать. Направлена на познание мебельного и столярного ремесла. Мной и тобой. И на его объяснение. Это одна из первых публикаций, когда передо мной стояла задача объяснить необъяснимое. И я приступил к фотографированию и публикации всего, над чем трудился сам или вместе с помощниками. Это объяснение на примере реальной истории с обзором ремесленных решений, использованных в работе. Чтобы помочь заинтересованному читателю перенять знания, основанные на практическом производственном опыте автора. И чтобы понимать улучшенные условия для достижения предсказуемых и стабильных результатов.

    Публикация будет интересна специалистам в области мебельного и интерьерного проектирования, а также обустраивающим или планирующим обустройство своего жилья. Приятного просмотра.

    Столярно-механическая обработка деревянных деталей

    Обработка досок

    Так вот, начали работу с таких дубовых досок спила 7-летней давности. Всю механическую обработку дерева осуществляли с помощью современного столярного инструмента.

    Работа со шпоном

    Ниже показаны рубашки шпона, которые мы использовали для облицовки филенок кровати из дерева. Изначально мы их собрали из полосок шпона, склеенных между собой гумиркой. Гумирка — это специальная клеящая лента. Это традиционная технология, использовавшаяся мастерами и 100 и 200 лет назад.

    Шпон подобрали с красивым рисунком тангенциального распила. Такой шпон для рук мастера несколько капризен так как имеет волнообразную форму и заставляет потрудиться во время процесса наклеивания.

    В качестве основы для филенок использовали березовую фанеру. Это было сделано не случайно. Фанера — материал столь же прочный и долговечный как и массив дерева. Он имеет коэффициент сопротивления на выдергивание крепежа, равный подобному показателю у дерева.

    В галерее выше показано, как наклеили шпон на фанерные филенки. Практика показала, что примененная техника наклеивания с использованием контактного клея — мало удачное решение.

    Что именно здесь мало удачно

    Факт первый

    Использованный здесь контактный клей обладает особенностью. Так как он на основе каучука, то даже после полного высыхания и полимеризации он остается пластичным. Пластичность резины — всем известна и понятна. Так вот, именно пластичность этого клея — главное зло для столяра. Если какой-то из наклеенных материалов по какой-то причине двигается, то пластичный слой клея позволяет такое движение.

    Факт второй

    Шпон дерева способен принимать и отдавать влагу помещения, в котором он находится, даже сквозь лаковое покрытие. Через лак это происходит медленнее, нежели без лака. Однако все равно происходит.

    Результат

    Когда эта двуспальная кровать из дерева находилась в месте своего постоянного размещения, произошло следующее. Отдельные листы шпона в рамках рубашек на готовом изделии, во время отопительного сезона начали движение, вызванное усыханием. Это привело к тому, что стыки отдельных полос шпона разошлись и образовались дефектные зазоры.

    Выводы

    Контактный клей хорошо подходит для мертвых материалов вроде пластика, стекла, металла и так далее. И он мало подходит для приклеивания такого живого материала как древесный шпон.

    Для наклеивания шпона на фанерные и любые другие основания лучшим образом показал себя другой клей — на основе поливинилацетата (ПВА). Этот клей образует крайне твердый клеевой шов, не допускающий и намека на пластичность. А при внешнем обзоре после полного высыхания и полимеризации напоминает оргстекло. Именно клей на основе ПВА позволил в дальнейшем и позволяет по настоящий момент получать качественный клеевой шов между основой и шпоном. И что интересно, который мы использовали в сочетании с самыми разными вспомогательными инструментами: гидравлическим прессом, мембранным прессом и даже в ручном наклеивании с помощью утюжка.

    Если работы со шпоном проведены удачно, то из этого материала может получиться красивая и качественная мебель.

    Подсборочные работы со столярными компонентами

    Сборные компоненты двуспальной кровати

    Из полученных заготовок для начала собрали черновую спинку двуспальной кровати из дерева. А далее добавили филенки (вставки) и фрезерованный декор. Сборку осуществили на шипы и клей.

    Деревянные декоративные элементы

    Декоративный элемент на изголовье выполнили с помощью фрезерного инструмента. Пазы в нем выполнили в форме округлых выемок. Торцы этого элемента также округлые. Получили тем самым красивые шашечки. Дальше будут еще более красивые фотографии уже после финишной отделки.

    Для дальнейшего вклеивания декоративных шашек в изголовье выполнили паз. Делали это для того чтобы скрыть места стыковки после наклейки. После помещения шашек в паз изголовья осмотрели результат. Стыков нет — то, что надо.

    Сборка кровати из дерева в неокрашенном виде

    Далее показана первая проверочная сборка этой двуспальной кровати перед покраской. На тумбочке видны массивные детали из белого дерева. Это детали внутреннего каркаса под матрас. Бруски эти были выполнены из хвои.

    Прозрачная финишная отделка со старением патиной

    Далее осуществляли финишную отделку двуспальной кровати из дерева. Все операции по отделке мебели — полностью ручная работа. Все же использовали современный инструмент, позволяющий распылять лакокрасочные материалы и ускорить тем самым процесс. Дизайн финишного покрытия был запланирован золотистый с коричневой патиной.

    Нанесение морилки на шпон и массив дуба

    Для начала нанесли золотисто-желтую морилку и получили такой вот предварительный результат.

    Нанесение прозрачного грунта поверх морилки

    Далее на морилку нанесли прозрачный грунт. Это было интересно видеть, как выглядят детали кровати после нанесения прозрачного грунта и до его высыхания. При виде деталей складывалось впечатление, что их полили водой. Вид у них мокрый. Деталям предстояла сушка.

    Сушка прозрачного грунта

    После того как грунт подсох детали кровати приобрели более доступный для понимания вид. И все же пока они получились слишком желтые. А такими они быть не должны. Ничего страшного, так как это было пока еще только начало процесса отделки.

    Нанесение патины

    Затем перешли к следующему интересному этапу отделки — нанесению патины.

    Дуб — рельефный материал. Поэтому детали дуба имеют условную плоскость. Часть древесного рисунка дуба выступает над этой плоскостью, а другая часть находится глубже относительно плоскости поверхности. Это свойство древесины дуба дает весьма интересный результат при использовании в финишной отделке патины.

    Ниже фотографии полученного промежуточного результата после нанесения коричневой патины. Наша двуспальная кровать из дерева полностью стала коричневая и от золотистого цвета не осталось и следа.

    Снятие излишков патины

    Однако нанесение патины — это не конец работы с ней. Дальше убирали ее излишки. Детали кровати из дерева шлифовали. В итоге патину сняли со всех мест, которые выступали относительно плоскости. Оставили патину в тех местах деталей кровати, до которых не достал абразивный материал и рука мастера.

    Ниже приведены фотографии шлифованных деталей кровати из дерева. На них четко видно, что там где патина была снята абразивным материалом и рукой мастера там вновь проступил золотистый цвет морилки. Там же, откуда рука мастера патину снять не смогла, остался коричневый цвет.

    И на данный момент на заготовках оставалось пока еще много пыли, образовавшейся в процессе шлифования. Шлифование — грязный процесс, не возможный к выполнению в домашних условиях.

    Чистка излишков патины

    Грязь и пыль, образовавшуюся в процессе шлифования, далее мы убрали. Чистку осуществляли обдувом. Обдув — самый эффективный способ. Все другие способы крайне не эффективны и не справляются с грязью в укромных местах деталей мебели. А на классической мебели укромных мест много. Для обдува использовали сжатый воздух, который под давлением примерно в 4 атмосферы выдувал всю грязь даже с микро пор на поверхности деталей.

    Нанесение прозрачного лака

    И наконец нанесли финишный слой прозрачного лака. В итоге по всем деталям кровати нанесли 3 слоя лака.

    Цветная финишная отделка основания под матрас

    В кадр попало нанесение белого грунта на массивные каркасные детали основания двуспальной кровати из дерева. В дальнейшем белый грунт шлифовался. И на него была нанесена белая эмаль. Эти операции были произведены и в отношении фанерных настилов основания под матрас кровати.

    Финишная сборка двуспальной кровати из дерева

    Подсчитали все выполненные операции по финишной отделке этой кровати из дерева — мы выполнили 14 операций. По перечню это:

    • морение,
    • первая сушка,
    • грунтовка,
    • вторая сушка,
    • патина,
    • третья сушка,
    • шлифование,
    • обдув,
    • 3 слоя лака,
    • и еще 3 сушки.

    Далее выполнили вторую контрольную сборку перед вывозом.

    Установка по месту размещения

    Осмотрели и сделали выводы — все красиво и теперь следует ехать на место, где кровать должна стоять. Привезли кровать на место. На все поверхности, соприкасающиеся с полом, наклеили войлочные накладки. Это было сделано для того, чтобы в дальнейшем можно было передвигать мебель по полу даже в одиночку, и без повреждения поверхности пола.

    Выбор крепежей для деревянной кровати

    Интересный момент — выбор крепежей для кровати. Для кровати и обрешетки под матрас выбрали такие крепежи, которые позволили на месте просто защелкивать детали между собой без необходимости прикручивать. В итоге сборка была осуществлена быстро и легко.

    Перевоз двуспальной кровати при переезде

    Предполагалось, что эта кровать когда-нибудь будет переезжать с места на место. Кровать двуспальная и большая. Поэтому для перевозки требует разборки.

    Что будет с местами крепежей во время разборки и сборки? На момент подготовки проекта хотелось учесть и этот момент. И сделать так, чтобы кровать оставалась прочной даже после возможных переездов.

    В итоге мы выбрали особые угловые крепежи.

    • Первое — они из 2 мм стали, а это прочность во время эксплуатации.
    • И второе — их сборка и разборка (прикручивание и раскручивание) производится только по металлу. Не по дереву. Для повторной разборки и дальнейшей сборки не нужно выкручивать крепеж из дерева.

    Крепеж поставляется немецкой компанией Hettich.

    Быстрый монтаж каркаса основания под матрас

    В итоге обрешетку защелкнули на предустановленные еще в мастерских крепежи. Быстро, легко и прочно.

    Вентилируемое основание под матрас

    В основание под матрас положили окрашенную фанеру с отверстиями. Отверстия выполнены для того, чтобы дышал матрас. Фанеру прикрутили к рейкам основания на саморезы. Сделали это для того, чтобы фанера не двигалась под матрасом и не создавала бы шорохов или скрипов. Это единственный момент на сборке, где дерево прикручивали к дереву.

    Результат

    И вот такой мы в итоге получили результат. Матрас пользователь кровати приобрел самостоятельно. Однако геометрические параметры матраса, в том числе и по толщине, мы заложили в проект двуспальной кровати из дерева заранее. Все сделали удобно и красиво.

    Мебельный дизайн

    Дизайн нельзя назвать авторским. Это классика, отработанная на протяжении веков множеством других дизайнеров и ремесленников. Однако, принципы традиционного дизайна, для того чтобы их реализовать, все же надо понимать. Здесь они выдержаны на твердую 4-ку — сейчас, спустя годы, я бы привнес пару изменений в пропорции декора. Хотя не критично.

    Конструкция мебели для сна и мебели для отдыха для многих дизайнеров весьма сложный инженерный вопрос. Я бы даже сказал, что это загадка для большинства. Всегда встают вопросы, что важно учитывать: будет ли прочно, будет ли удобно, как будет собираться и так далее. Большинству дизайнеров проще спроектировать кухонную мебель. В данном проекте над конструкцией кровати мы поработали хорошо. В основу конструкции для большей прочности заложили дерево.

    В итоге, на кровать удобно присаживаться. С нее удобно вставать. На ней удобно сидеть с любого края. Кровать прочная. Не скрипит. Легко и без ущерба для мест крепления разбирается и собирается вновь.

    Кайдзен мероприятия

    Выше по тексту публикации я писал о встреченных в этом проекте сложностях, полученных выводах. Так вот на их основе в дальнейшем были проведены кайдзен мероприятия. Что именно мы сделали? Мы:

    • Перевели участок наклеивания шпона полностью на клей ПВА.
    • Исключили использование любых других клеев.
    • Ускорили скорость и повысили качество наклейки, снабдив этот участок двумя прессами, мембранным и плоско-прижимным.

    Таким образом, обозреваемый проект стал одним из триггеров для совершенствования как нашего производственного процесса, так и нашего коллективного дизайн-мышления.

    Что ты узнал о двуспальных кроватях из дерева

    Настоящая публикация о ремесленной работе над двуспальной кроватью из дерева раскрыла для тебя специфичные именно для этого проекта секреты мебельного и столярного ремесла. И если ты не имеешь постоянного доступа к ремесленным мастерским или разговорчивым мастерам, то тем самым помогла преодолеть естественный барьер молчания ремесленников.

    Здесь у тебя была возможность ознакомиться с выводами автора относительно обоснованности примененных в данном случае ремесленных приемов. Эта история предоставила тебе пересмотр практического опыта автора на временном отрезке более чем в 8 лет. И как такое личное развитие отдельных специалистов влияет на развитие мебельных производств.

    А если ты еще и кликал и увеличивал представленные изображения, то наверняка рассмотрел что-то, чего ранее не замечал.

    Спасибо за просмотр. Материалом можно поделиться:

    9 комментариев к “Двуспальная кровать из дерева и взгляд на необъяснимое, 97 фотографий”

    1. Спасибо, что делитесь очень полезной информацией.
      Кровать красивая, сделана добротно.
      Вы большой молодец со своей командой!

      1. Вадим Портнов

        Полина, рад, что публикация интересная. Спасибо чтение и за обратную связь. Это дает понимание, в каком направлении продолжать свой публицистический труд.

        1. Вы очень любите свое дело. Это чувствуется в трепетном отношении. Даже сайт хороший создали.

    2. Ананьин Алексей

      Вадим, привет! Мне всегда нравились твои публикации ремесленного толка (из мастерских). Спасибо! Чем в итоге закончился проект (оставили филенки, как есть или переделывали)? Клиент остался доволен или всё же с осадком? Как долго ты продолжаешь наблюдение за своими работами? Заезжаешь к заказчикам?

      1. Вадим Портнов

        Алексей, рад, что мы на связи.

        Совершенно новые публикации ремесленного плана не планирую. Однако хочу полностью подвергнуть все ранее опубликованные записи ревизии, как это сделал здесь, в том числе с критической точки зрения.

        В данном проекте филенки были оставлены как есть и это оставило некоторый осадок как у клиента так и у меня. В данном случае у меня в первые 2 года не хватило сил подчистить свои хвосты. А потом время ушло. И жизнь прошла дальше у всех участников проекта.

        Наблюдение за проектами иногда может затрагивать и 5 лет, иногда вообще нет такой возможности. Наблюдение в основном дистанционное, через телефон и сообщения. Физически я присутствую только там, где могу принести пользу текущим и будущим клиентам.

        1. Ананьин Алексей

          Понял, Вадим! Спасибо за публикации и за обратную связь!

    Оставить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Прокрутить вверх